ГЕНИИ И РЕМЕСЛЕННИКИ Тренеров сравнивают с режиссерами. И даже с главными редакторами газет. Я не согласен, считаю, тренеров можно сравнивать только с тренерами. Больших с еще бОльшими. Каждого с самим собой образца взлета. И друг с другом. Вот этим и займемся… Есть тренеры гении. Их мало. Есть тренеры ремесленники. Их тоже мало. Есть тренеры обычные. Их много. Но сейчас не о них. А о тех, кто заслужил право быть смешиваемым с грязью за любое свое поражение. Самых смешиваемых у нас, собственно, двое. Романцев и Газзаев. Первый – гений. Второй – гениальный ремесленник. Есть еще Семин. Он ремесленник, с большой буквы. Но Юрия Палыча особо трогать не принято. Он сродни священной корове, хотя мне не очень-то понятно, почему. Из, так называемых, титанов есть у нас еще Бышовец и Ярцев. Классифицировать их тяжело. Слишком много они просидели у моря в ожидании погоды. Зато по харизме, да и по получаемым от прессы оплеухам, они близки к Романцеву с Газзаевым. Или к Газзаеву с Романцевым. Но никак ни к Семину. Поскольку им, в отличие от того же Юрия Палыча, никто ничего прощать не станет. Эту зубодробительную пятерку, плюс Долматова, можно объединить в единое целое, можно разбить на сообщества, но каждый из данных полководцев настолько неподражаем, что, в первую очередь, представляется государством в государстве. И для того, чтобы эти суверенные государства сравнить, нужно в каждом из них досконально покопаться. Возможно, это журналистский стереотип. Но так уж повелось: начинать с Романцева, а заканчивать Газзаевым. Ничего менять не буду. Итак, Романцев. Олег Иванович. Знаете, Романцев – это тема! Человек-фильм, человек-книга и человек-аудиокассета. От него можно ослепнуть и оглохнуть. В нем можно погрязнуть, захлебнуться или заблудиться. Сегодня не буду никаких новых тропинок в нем отыскивать. Приведу выдержки из материала, над которым сейчас работаю по заказу одного издания. …Он сравнивает себя с Маяковским, который тоже спорил о том, кто дальше плюнет. Состязательность – его призвание, даже если состязаться порой приходится на краю пропасти. Он полвека по этому по самому по краю. Ему палки в колеса с остервенением вставляли, а он, как пел его любимый Высоцкий «напролом, да ночью, по тайге». Он врагов переезжал поперек, да не оглядываясь, вперед мчался. Он и футбольным тренером-то в чистом виде никогда не был - социальным машинистом, не иначе. Он со временем в скорости тягался, сотни тысяч фанатов за собой вез, да пред собой заставлял преклоняться. Он одним своим именем «Олег Романцев» людскую сущность обнажал до самых печенок, свою же суть прятал за ширмой грандиозных побед. Став великим и ужасным, он с верного пути сбился, да умудрился под колеса своего собственного поезда попасть. Теперь его прежнего страшно не хватает. И тем сотням тысяч, и ему самому, переломанному судьбой и обновленному обстоятельствами. «Олег Романцев. Поезд вне времени» …Романцев заслужил ненависть, которой толпа одаривает только избранных. Футбол вдруг перестал приносить радость. Он сделался средством борьбы с врагами и недоброжелателями. Победы превратились в некий кляп, которым затыкаешь рот всем, кто поливает тебя грязью. Это кабала. Гонка на износ. Романцев уже не успевал смотреть даже вперед. Он лишился сна и покоя. Две пачки сигарет и двадцать чашек кофе в день – привычная норма спартаковского рулевого. Он загнал себя до такой степени, что перестал справляться и с собственным величием. Он стал путаться в людях и на полном ходу принялся скидывать с поезда самых ярких и преданных своих помощников. Даже Тихонова и Цымбаларя не пощадил. Выдающийся машинист и не заметил, как судьба повторно перевела стрелки и отправила его на запасной путь. …Романцев закрыл глаза.Последние 10 лет он боялся сна, свидание с подушкой превращалось в свидание с кошмарами. Сейчас же он был спокоен, сон накрыл его мгновенно. Во сне худой ссутулившийся мужчина с кричащими от душевной боли глазами смотрел, как по бесконечным рельсам удаляется поезд, в окне задней двери которого стоит рыжий мальчишка с ослепительно ярким взором. Между уставшим мужчиной и тем рыжим целая пропасть. Вдруг пространство начинает сужаться, часы времени лопаются изнутри и разлетаются на сотни частичек. Мужчина, подхваченный стремительным потоком, настигает поезд, разбивает стекло и впрыгивает внутрь. Стряхивает с себя осколки стекол, поднимает глаза: безмятежный мальчишка исчез безвозвратно, а вместе с ним и его светлые мечты. Мужчина оборачивается назад, видит черную дыру в разбитом стекле и десяток свисающих с потолка золотых медалей. Пустота. Куда мчится поезд жизни и кто его машинист? P.S. Вы верите, что ОИР вернется? И если вернется, какая участь его ждет? И как вообще вы к этому уникальному тренеру относитесь? Источник: Блог Алексея Зинина
|